Суббота, 20.04.2024, 07:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Песчинки Истории

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты

Внутренняя колонизация: имперский опыт России

КОНСПЕКТ МОНОГРАФИИ Александра Эткинда

«ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЗАЦИЯ: имперский опыт России» (НЛО, Москва 2014)

 

ЧАСТЬ I НЕТРАДИЦИОННЫЙ ВОСТОК

Российская колонизация:

 

  • внешняя  колонизация – покорение новых территорий;
  • внутренняя колонизация – освоение новых территорий, колонизация собственного народа.

 

Россия одновременно и колония и метрополия.

 

Колонизуя проявила себя в т.н. эффекте бумеранга, когда правила обращения с покоренными народами переносились из колоний в метрополию, появлялись «цивилизаторы», которые применяли насилие и дисциплинарные практики, апробированный на покоренных народах, в отношении собственного народа: подчиненных, крестьян и т.д. (с. 38).

 

Тема колонизации слабо исследована: специалисты по постколониализму не исследуют постсоветскую эпоху, слависты и специалисты по постсоветскому периоду ничего не говорят о постколониализме (с. 43)

 

 Не только постсоветский период России постколонилен, хотя до сих пор остается имперским: уже советская эпоха была постколониальной. (Ст. 44)

 

 

Часть II ПИСАТЬ СНАЧАЛА

1 этап колонизации – варяжский период. Задач историографии – нейтрализовать расовую модель российской государственности. (ст. 77)

2 пути развития концепции первого этапа колонизации:

  1. приуменьшение различий между вступившими в соглашение сторонами (общество – мультиэтическое)
  2. Брачная метафора Татищева: варяги – муж, славяне – жена, соглашение – брачный союз.

 

Россия колонизовывала другие народы и земли, но и сама являлась объектом колонизации.

 

Карамзин: славяне с помощью варягов создали самодержавие, чтобы усмирить самих себя. Форма добровольной колонизации. (стр. 85)

 

Колонизация – это всегда попытка освоить чужое (стр. 90)

 

Соловьев (о России): нет смысла разграничивать субъект и объект колонизации (стр. 92)

 

Важнейшие вопросы колонизующейся страны по Соловьеву:

  • населить как можно скорее, перезвать отовсюду людей на пустые места, приманить всякого рода льготами
  • уйти на новые, лучшие места, на выгоднейшие условия, в более мирный и спокойный край;
  • с другой стороны, удержать население, возвратить, заставить других не принимать его

(стр. 93)

 

Российская колонизация схожа с американским фронтиром (Тернер) (стр. 94-95)

 

А. Щапов: концепция «зоологической экономики». Пушнина – ключ к Российской колонизации. (стр. 96)

 

Ключевский: русский – гость в собственной стране (стр. 100)

 

Россия в ходе колонизации создала саму себя. Границы России расширялись в границах колоний.

 

Виды колонизации: свободная колонизация, военная колонизация, монастырская колонизация, казацкая колонизация (стр. 104)

 

 

Русская историческая школа Соловьева-Ключевского и их последователей переосмыслили концепцию колонизации:

  1. колонизация процесс не только внешний, но и внутренний;
  2. выделялись как положительные, так и отрицательные аспекты колонизации

Советская историческая школа отрицала такой подход к колонизации с позиций марксисткой классовой теории (стр. 106)

 

Бывает два типа государств – «ресурсозависимое» и «трудозависимой» (стр. 109)

Государство контролирует гораздо больше территории, чем та, на которой добывается ресурс, Формируется два класса: добывающие ресурс и все остальные.  Человеческий капитал в ресурсных государствах избыточных, не он создает богатство. В ресурсном государстве большой административный аппарат обеспечивающий добычу, сохранение и распределение добываемого ресурса (стр. 110).

В трудозависимом государстве богатство нации создается трудом граждан. Государство облагает этот труд налогом и отсутствуют другие источники дохода. Государство напрямую заинтересовано в здоровье и благополучие своих граждан (стр. 111).

 

Россия изначально ресурсозависимое государство.

 

«Зоологическая экономия» по Щапову.

 

Средневековье – серая белка добывалась на Севере и Северо-Востоке Европейской России. В западной Европе вышла из моды

Сибирский соболь – добывался в европейской части и в Сибири (был мощным фактором колонизации Сибири) был практически полностью выбит.

Калан – XVIII-XIX. Российско-Американская кампания и колонизация Русской Америки.

Россия колонизовывалась в погоне за пушниной.

 

В  своей субарктической колонии России создала пирамиду из 4 уровней:

  • далекий государь;
  • европейские промышленники
  • местные траперы
  • пушные животные.

Насилие в этой пирамиде распространялось сверху вниз, а прибыль поступала снизу вверх.

 

Истощение ресурса привело к кризису.  К этому добавилась конкуренция с американскими мехами, которые были более дешевым ресурсом за счет морской транспортировки, а также с появлением на рынке такого товара, как шерсть.

 

Россия вынуждена была экспериментировать и налаживать производство: пенька, железо, пшеница.

 

 

ЧАСТЬ III КОММУНАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ

 

В обществе внутренней колонизации место рас занимают сословия. (стр. 143)

 

Хотя у расы предполагалась биологическая природа, а у сословий – правовая, на деле оба конструкта принадлежали сфере культуры.

 

 

Британские колонисты применяли английские законы к любой земле, которую считали лишенной правовых установлений. Этот принцип империализма получил название «terra nullis» «ничейная земля» (стр. 144)

 

Петр I интуитивно применял данный принцип. Он представлял себя как творца России, ее народа и самого себя (стр. 144)

 

Чаадаев: Петр нашел у себя дома только лист белой бумаги (стр. 145)

 

Отсюда идея детства, девственности русского народа (Чаадаев, Белинский). Россия и русские – идеальные объекты для имперской трансформации (стр. 148).

 

Санкт-Петербург – как воплощение новой империи, зарождающейся на пустом месте.(148-152)

 

Строительство исторического центра Санкт-Петербурга продолжалось весь Высокий Имперский период: ансамбль Дворцовой площади закончен в 1848, Исаакиевский собор в 1858 Герои Пушкина и Гоголя гуляли в пыли незавершенного строительства (стр. 153)

 

Бритье бород  Петра I создало квазирасовую ситуацию: сословия неэтнические социальные группы, которые правительство различало с тем, чтобы по-разному обходиться с ними, - были созданы указом Петра о бритье бород (стр 157)

Если сословие было субститутом расы, борода заменяла различие в цвете кожи (стр. 157)

 

В сословном обществе неравенства предписывались законами и отражались на лицах. Для каждого сословия была создана отдельная правовая система, так что лишь те, кто принадлежал к одному сословию были равны переда законом (стр. 158) Сословную матрицу составляли: дворяне, духовенство, мещане и крестьяне.

Подобно расам и кастам, сословия создавались на основе слияния местных традиций и имперских категорий. Сословия предлагали систему координат, в которой Российская империя видела колонизованных ею людей  (стр. 159)

 

Империя пыталась превратить этнические отношения в сословные., чтобы регулировать их законодательными средствами. Множество людей оказывалось неохваченными этими категориями.  Сословное законодательство использовалось в качестве универсальной матрицы:  казаки, евреи, татары наделялись отдельными правовыми статусами так, как будто они тоже  были отдельными сословиями.

Небольшие народности обобщались в категории: горцы, кочевники, северные народы.

 

И иностранные и российские авторы сравнивали российскую сословную систему с колониальной, бородатого российского крестьянина с эксплуатируемыми расами.

 (стр. 161)

 

Белинский: крепостные – белые негры. Ужасное зрелище, где люди торгуют людьми…(стр. 162)

 

За сословными установлениями следовала сословная мораль, которая предписывала особенности поведения и допустимые возможности общения.

 

Отмена крепостничества произошла примерно тогда же, когда и отмена рабства в США, но крепостных было гораздо больше, чем рабов в Америке. (стр. 164)

 

Грибоедов (который имел значительный колониальный опыт) о русских крестьянах, за которыми наблюдал в деревне под Санкт-Петербургом (и которые были переселены туда из центральных губерний): Финны и тунгусы скорее приемлются в наше собратство, становятся выше нас, делаются нам образцами, а народ единокровный, наш народ, разрознен с нами и навеки! Если бы каким-нибудь случаем сюда занесен был иностранец, который ба не знал русской истории за целое столетие, он конечно бы заключил из резкой противоположности нравов, что у нас господа и крестьяне происходят от двух различных племен, которые не успели еще перемешаться обычаями и нравами (стр. 167)

 

Грибоедов понимал, что именно эта чуждость и определяет механизм имперской власти в России.

 

Грибоедов разрабатывал план колонизации Кавказа за счет переселения крестьян центральных губерний. За основу был взять опыт колонизации Северо-американских колоний. НО американские колонии добились независимости, за этими событиями имперские власти следили пристально. План был отвергнут. (стр. 169).

 

Имперскими администраторами признавалось и подчеркивалось иностранное происхождение многих людей, символов и идей. Корни культуры могут и даже должны быть иностранными, главное, чтобы ее плоды были национальными (стр. 177)

 

Возник феномен обратной ассемиляции, когда колонизаторы перенимали часть культуры и обычаев колонизуемых (стр. 185) Этот феномен присущ и другим империям начиная от Римской и заканчивая Британской .

 

История русской колонизации полна рассказов об отатаривании, отунгузивании, объякучивании, окиргизивании русских переселенцев (стр. 186)

 

Доминирование в империи может осуществляться как при наличии общего языка, веры, так и без них (стр. 187)

Важнейшим фактором колонизации является порох.

Порох выполнял так же роль ритуального единения подданных.

Фейерверки и салюты создали официальный язык, объединявший неграмотных и образованных, владевших менявшимися языками империи и тех, кто не знал их.

Фейерверки демонстрировали подданным мощь и красоты империи(стр. 189)

 

Пример колонизации: Тамбов основан как крепость в 1637 году ( в эпоху географических открытий).  Вокруг Тамбова возникали поместья плантационного типа, рассчитанные на вывоз урожая. Проблемы с безопасностью и транспортом долгое время не способствовали устойчивому землепользованию. Пример  - поместье князей Гагариных. Которые насильственно сюда переселяли крестьян.

 

Странно, конечно, называть Тамбов колонией. Но землю, захваченную в эпоху географических открытий, принудительно заселенную во имя прибыли, выделывавшуюся под угрозой розог, повсюду в мире называли бы колонией (стр. 193)

 

Ключевский: чем ближе была империя к Москве, тем больше крепостных.

 

 Миллионы крепостных были русскими и православным, и как бы мы ни определяли центр империи – географически, религиозно, этнически – чем ближе к нему, тем больше было крепостных. В личном владении помещиков оказались белые по расе, русские  по языку, православные по вероисповеданию крестьяне центральных губерний России.

Никакая теория не объясняет такой избирательности русской несвободы.

Практика закрепощения была вполне в русле невысказанной и ,несомненно, русофобской идеи, что именно и только православные русские подходят на роль крепостных.

За долгую историю крепостного права крестьяне внутренних губерний были порабощены раньше и в гораздо больших пропорциях, чем крестьяне имперской периферии, и освобождены они были позже.

 (стр. 195).

 

Внеэкономический характер крепостничества отличал его от американского рабства. Когда черные рабы не приносили доход, плантаторы не держали их из поколения в поколение.

Империя поддерживала убыточные имения, предлагала закладывать их под большие займы вместе с крестьянами.

Большую часть своей истории империя ограничивала индустриальное развитие в пользу непроизводственного крепостного сельского хозяйства.

Крепостные субсидировали империю, а империя субсидировала крепостничество. (стр. 197)

 

Внешняя колонизация также нуждалась в крестьянах. Помещикам разришалось переселение крестьян, которое зачастую было насильственым (стр. 198).

 

Закрепощение русских русскими было механизмом внутренней колонизации со многими ее характерными функциями – режимом управления населением, способом освоения территории, производственным институтом и, наконец, биодисциплинарным методом, обеспечивающим воспроизводство человеческих популяций. Не прибыль, а порядок были главной задачей крепостной колонизации; не производство товаров, а воспроизводство населения и колонизация территории были ее целью; не развитие, а принуждение были ее методом (стр. 200)

 

 

Екатерина II издала манифест, призывающий иностранцев переселяться в Россию на выгодных условиях: бесплатная земля, освобождение от воинской службы, субсидии на переселение, освобождение от налогов на 30 лет, свобода вероисповедания. Официально таких переселенцев называли «колонистами». К Манифесту был приложен список земель от Западной России до Сибири, предлагаемый для колонизации.

(стр. 200)

 

Екатерина надеялась, что колонистами удастся заменить крепостных и отменить крепостное право. (стр. 201)

 

Екатерина не колебалась, называя организованную государством иммиграцию европейцев в Россию «колонизацией», земли, которые они возделывают «колониями», а новых подданных – «колонистами». Что подвергалось колонизации? Российская империя. Кто колонизовал ее? Европейские поселенцы. Чьей властью и в чью пользу? Российской империи. (стр. 202)

 

В процессе колонизации приняли активное участи радикальные представители Реформации, которые не смогли найти себе места в Европе.  (стр 203)

 

Самые большие и успешные колонии – процветающие города на Волге и дочерние колони на юге России – основали моравские братья; они также известны как гренгутеры от названия саксонской деревни Гренгут. (стр. 204)

 

План Екатерины был успешен настолько, что в 1766 году правители нескольких германских земель запретеили своим подданным эмиграцию. (стр. 205)

 

После аннексии Россией Крыма в 1774 году из Пруссии переселилась еще одна большая и странная религиозная группа – меннониты.

Около 1818 года из Германии прибыли пиетисты, которые хотели встретить грядущий конец света там, куда Ной привет свой ковчег – в горах Кавказа.

 

Отдельные группы колонистов осушали болота рядом с Санкт-Петербургом им в этом помогали английские квакеры.

 

Дочерние колонии основывались в разных местах от Кавказа до Алтая.

(стр. 205)

 

Империи было выгодно когда колонии строились по принципу закрытой общины.  С согласия государства члены колонии были прикреплены к ней юридически и экономически, из нее было трудно выйти.  Коммуна самоуправлялась и эффективность налогообложения повышалась когда единицей была вся община, а не отдельные «души». Нестяжательство и внеэкономические связи между членами общины делали их труд производительным и эффективным (стр. 205)

Сто лет спустя (после начала колонизации) численность колонистов достигла полумиллиона человек (стр. 206)

 

В 1780 году в Россию прибыл Самуил Бентам по приглашению Потемкина. 5 лет спустя Потемкин пригласил и его младшего брата Иеремию Бентама.

Их известным изобретением стал Паноптикон – строение соединяющее функции фабрики и общежития: замыкаясь кольцом, многоэтажное здание выходило окнами на внутренний двор, в центре которого находилась смотровая башня ,позволявшая создавать эффект постоянного контроля за деятельностью рабочих. Два таких сооружения братья начали возводить в Кричеве (Белоруссия) и в Херсоне (Украина). Правда строительство так и не было завершено ввиду неожиданной продажи потемкинских имений. (стр. 209).

 

Самуил Бентам участвовал в постройке потемкинских деревень (стр. 210)

 

В Англии Паноптикон пригодился как тюрьма. 200 лет спустя Паноптикон был истолкован М. Фуко как универсальный прототип дисциплинарных практик (стр. 211)

 

Военные поселения

Военные поселения – новый колониальный эксперимент в России.

Все военные колонии были объединены в одну имперскую структуру, которую возглавлял Аракчеев.  Каждая колония строилась по стандартному плану  с центральным плацем, большими общественными зданиями и пожарной каланчей.

Иностранные колонии и военные поселения были связаны между собой (стр. 213).

 

Крестьянская община

Дисциплину в армии поддерживали телесные наказания, введенные по прусскому образцу. Наказания были публичными не потому что за ними наблюдали зрители, а в более глубоком смысле: публика приводила их в исполнение. Хот я смертная казнь в России была отменена в 1753 году, «прогнать сквозь строй» часто означало мучительную смерть. (стр. 215).

 

Шпицрутены символизировали власть коллектива, или, точнее, единство коллектива и власти.

В гражданской жизни такую функцию выполняла крестьянская община (стр. 216).

 

Общину открыл для русской и европейской публики Август фон Гакстгаузен во время поездки в Россию 1844 году.  Он открыл общину с ее регулярными «переделами» - перераспределением земли между крестьянскими семьями в соответствии с их менявшимися потребностями. (стр. 219)

 

Российские интеллектуалы поддержали открытие Гакстгаузена (как славянофилы, так и западники)

Герцен – демократические сельские общины – исток и сердце русского социализма.

Хомяков – славянское племя и по преимуществу русское отличается от всех других особенностями своего общинного быта (стр. 220)

 

Хомяков на основании общины воскрешал расовый дискурс – аристократия потомки викингов, она по крови отлична от другого народа, народ – потомки миролюбивых славян (стр. 222)

 

Соединив социализм с национализмом и смешав этнографию, экономику и политику, община стала поистине великой идеей – большим нарративом русской интеллектуальной истории (стр. 223)

 

Чичерин: власть Рюриковичей была посторонней крестьянскому населению, сам князь был пришлым колонизатором, и община тоже оказывалась институтом освоения захваченных земель (стр. 224)

 

Чичерин показал, что община основана на обломках традиционного права в XVIII веке – как раз  то время, когда коллективные шпицрутены пришли на смену индивидуальному кнуту.

Современные ученые в целом согласны, что крестьянская община возникла или, по крайней мере, сформировалась одновременно с империей, хотя роль государства в ее создании остается спорной (стр. 225)

 

В институте общины интерес крестьян в выживании сочетался с интересом государства в налогообложении и дисциплине. Помещики и чиновники были заинтересованы в общине как механизме непрямого правления крестьянами.  Но тенденция приватизировать общинные земли тоже была долгосрочной. В конце концов эта тенденция уничтожила общину, превратив коллективную собственность в индивидуальную (стр. 226)

 

Имперский градиент

Западные империи выстроили сложную систему неравенств, интегральную характеристику которых можно назвать «имперским градиентом». Его смысл прост: центр империи жил лучше, чем колонии.

 

Для Российской империи был характерен обратный имперский градиент (стр. 227):

  • в России закрепощение крестьян – глубокое лишение гражданских прав у значительной части населения  - произошло только с русскими и восточнославянскими народами.
  • В начале XIX века дворян Российской империи были нерсусского происхождения, хотя впоследствии этнический баланс изменился.
  • К 1861 году у поляков, финнов,, украинцев, поселенцев Сибири, а возможно и у татар и евреев уровень доходов и образования был выше, чем у русских центральных губерний. На окраинах население платило меньше налогов, в центральных губерниях население уменьшалось, а налоговое бремя росло
  • Освобождение крестьян началось на окраинах империи, откуда волна освобождения двинулась в центр
  • Средняя продолжительность жизни у русских была ниже, чем у народов Прибалктики, евреев, украинцев, татар и башкир.
  • Накануне революции популярной темой в политических спорах было «обнищание центра»

(стр. 228)

 

Особенности управления в империи

 

Национальные государства напрямую адресуются каждому из своих граждан. Начиная с постреволюционной Франции такие государства вырабатывали все более глубокие, изощренные способы общения с внутренней жизнью своих граждан. Дисциплинарные методы воздействия в национальных государствах всегда ориентированы на индивида

 

Метрополии были становящимися национальными государствами, но в своих колониях не с индивидами, а с их организованными группами.

 

В империях между индивидом и государством существует промежуточный уровень, который придает порядок и смысл реальной жизни – религиозным отправлениям и смене поколений, судопроизводству и правам собственности, сбору налогов и помощи нуждающимся.

(стр. 229)

 

Подчиняя себе крупные этнические сообщества, империя разделяла их на меньшие по размеру коллективные единицы, которые становились посредниками между сувереном и отдельными семьями. В своих важнейших делах, таких как налогообложение, призыв на воинскую службу или судопроизводство, суверен имел дело с общиной, а не с отдельными личностями.Возникая, как социопространственные единицы, такие общины воображались как клетки здорового организма, отдельные друг от друга, но связанные одной целью. Такую клетку мог возглавить дворянин – владелц крестьян или земли, или назначенные государственный чиновник, или избранный общиной старейшина. В обмен на оброк, налоги, ясак и поставку рекрутов они получали невмешательство в свою религиозную и культурную жизнь.

 

(стр. 232)

 

Объединение в общины не носило свободный характер. Члены общины не выбирали, какой группе быть прикрепленными. Территориальный характер общин означал, что их члены были привязаны к земле, на которой жили, и к группе, к которой принадлежали.

 

(стр. 233)

 

Демонтаж старой системы коллективных субъектов должен сопровождаться культурной нейтрализацией государства и всеобщим доступом к образованиюи карьере.

 

Россия не смогла осуществить безболезненный переход к прямому правлению, нововведения и реформы имели своего темного двойника – «лестницу насилия»

 

Чтобы избежать коллапса в русском стиле, глобальный переход к прямому правлению должен предлагать равные возможности всем подданным нового мира, и прежде всего доступ к передвижению и образованию.

(стр. 239)

 

Глава 8 Внутренние дела

 

В 1840-1850 Министерство внутренних дел приняло на службу выдающихся русских филосоов, востоковедов и особенно много писателей: философы - Н. Надеждин, К. Кавелин, Ю. Самарин, П. Редкин, ориенталисты И7 Липранди, В. Григорьев, П7 Савельев, Я Ханыков, писатели – П. Мельников, И. Тургенев, И7 Аксаков, В. Одоевский, В. Соллогуб, М. Салтыков-Щедрин, Е. Корш, Н. Лесков и т.д.

Это была группа блестящих интеллектуалов, рядом с которой бледнел преподавательский состав Московского и Петербургского университетов.

Империя нужданалась в экспертах. МВД обладало множеством полномочий: полиция, злравоохранение, цензура; оно управляло всеми связями между имеприей и ее частями, составляло карты, управляло дорогами.

 

(стр. 241)

 

Большой вклад в развитие института МВД внес Лев Перовский. Развивая научные методы управления – статистику, массовое прививание оспы, ревизии и т.д., Перовский превратил свое министерство в центральный институт внутренней колонизации, обустраивающий жизнь подданных на огромных пространствах империи.

Имперская администрация внутренних и пограничных губерний наделялась цивилизационной миссией, подобной тем, что осуществляли классические империи в своих заморских колониях.

 

(стр. 247)

 

Отдельное внимание уделялось религиозным сектам.

В 1843 году Иван Липранди организовал при министерстве Комиссию по делам раскольников, скопцов и других особо опасных сект

(стр. 249)

 

Поворачивая в середине века от романтизма к реализму, русская литература разрабатывала нарративные модели и стилистические навыки, нужные для работы в чиновничьих кабинетах.

Освоение неизвестных территорий составляло традиционную задачу имперских литератур; в Российской империи эта задача, как и многие другие, была обращена вовнутрь, к обитателям центральных губерний. Прилагая литературную риторику к административной практике, МВД проводило свою политику, почти не имея на руках других средств сбора информации, кроме тех, что были доступны писателю. История, филология и тогдашняя царица гуманитарных наук – этнография воспринимались как прикладные науки, незаменимые в скудном арсенале средств управления.

 

В. Даль завершил свой Словарь в Петербурге вдолжности главы Особой канцелярии министерства внутренних дел Льва Перовского. Перовский поручает Далю написать исследование о скопцах, которые кастрировали себя и своих последователей ради благочестивой жизни

(стр. 258)

В 1844 году Перовский нашел для Даля новое поручение: исследовать старинный вопрос о том, совершают ли еврейские подданные империи ритуальные убийства.

 

Ориенталист Григорьев с 1844 года на службе МВД. По поручению Перовского в 1851 году перешел на службу в Оренбург. На востоке Гигорьев организовывал карательные экспедиции и участвовал в рейдах, наносил на карту оккупированные территории, арестовывал бунтовщиков, писал законы, учреждал суды и вел расследования.

(стр. 263)

Категория: Конспекты | Добавил: strori (31.01.2015)
Просмотров: 2364 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0