Основа мифа
В основе любого мифа всегда лежит некая бинарная оппозиция: земля-небо; суша-вода; добро-зло.
Бинарная оппозиция антагонистических начал : «добро-зло», «плохое – хорошее», «свет-тьма» как правило используется в нравоучительных и космогонических мифах.
Этот же тип бинарной оппозиции положен в основу политического мифа, поскольку политический миф также призван объяснить структуру политического пространства и раскрасить его в необходимые цвета.
Так, важной особенностью политического мифа об Украинском кризисе является наличие контрастных черно-белых образов:
- явно негативный образ Майдана;
- негативный образ сил, которые пришли к власти в Киеве после победы сил Майдана;
- положительный образ всех противников Майдана и новой украинской власти в Киеве.
Бинарная структура мифа имеет когнитивные преимущества перед более сложными структурами.Знание об атрибутах добра и зла находится на уровне коллективного бессознательного, на уровне архетипов мышления. Архетипы мышления позволяют структурировать реальность:
зло всегда безосновательно агрессивно - ему присуща непредсказуемая и немотивированная агрессия,
зло всегда жаждет крови, зло всегда уничтожает беззащитных - безоружных, младенцев, женщин,
зло всегда изощрено в своем злодеянии - не просто убить, а убить после унижения и пыток, распять, расчленить,
зло как правило трусливо, подло и несамостоятельно - зло управляется абсолютным злом, оно скрывается за его спиной,за спиной сатаны, который является источником всего зла и несчастья на планете.
Добро же, всегда честно и доверчиво, как правило из-за этого истрадает.Добро - наивный младенец с большой физической силой, оно интуитивно чувствует зло и наносит ему сокрушительный удар. Однако этот удар не может считаться злом, поскольку он обличен праведным гневом – реакцией на подлость и преступность зла.
Мифологический образ создаваемый телевидением, например, новостным сюжетом, может и не содержать деталей, объясняющих мифологизируемое событие, но всегда включает бинарную оппозицию с маркерами «хорошо»-«плохо». Этого достаточно для того, чтобы зритель развил и интерпретировал данный мифологический образ в соответствии с заданной структурой.
Более того, чем прозрачнее и четче бинарная оппозиция, тем больше доверия к медийному сюжету у зрителя: во-первых, чем проще структура, тем сильнее иллюзия понятности образа, во-вторых, бинарная оппозиция апеллирует к «изначальному» знанию зрителя, создавая видимость «извечной истины», в-третьих, простая структура образа дает простор для самостоятельной интерпретации и развития этого образа зрителем, через призму собственных опыта и знания.
|