Колядки (коледовки, колядные песни) — календарные обрядовые песни, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании).
Родиной колядки принято считать Юго-Западные земли Руси (современную Украину).(см: Журнал Фома)
Сегодня колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то, большей частью на севере, в виде так называемого «виноградарья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».
У русских колядки, по-видимому, вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства.
Народных украинских колядок – очень много. Они отличаются между собой по содержанию. Одни рассказывают о рождении Христа Младенца, об Обрезании, о первых днях Его земной жизни, о волхвах и Ироде. Другие воспевают солнце, луну, гром, известных князей, народных героев и их битвы. В колядках нашли свое отображение все исторические периоды, которые пережила Юго-Западная Русь. Цель всех колядок – возрадоваться, развеселить хозяина напоминанием о празднике и вселить надежду на лучшее будущее.
А еще сохранилось много щедривок. Их тоже поют на Святки, но ближе к новому году. Эти песни содержат различные поздравления, пожелания всего наилучшего, богатого (щедрого) урожая хлеба, плодов, приумножения скота, удачной женитьбы и тому подобное. То есть эти песни имеют преимущественно бытовой характер. И все же строгого различия по содержанию между колядками и щедривками нет – часто в них христианские и языческие образы смешиваются. Поэтому чаще всего все святочные песни называют колядками.
Традиция прославлять Христа возникла на Руси вместе с принятием христианской веры. Сначала долгое время делать это могли лишь духовные лица и только на Рождество и Пасху. Прославление начиналось с того, что поздравляли с праздником и пели тропарь и другие церковные песнопения. Несколько позже в прославлении начали участвовать и певчие. А еще позже в дружный строй христославов влился весь народ.
Издавна во многих сельских приходах Украины формировались молодежные братства. В дни Святок ребята составляли хор и с благословения священника вместе с церковным старостой ходили по домам прихожан славить Христа. Они пели тропарь и кондак праздника, а также разнообразные колядки, которые писались в монастырях иноками-стихотворцами. За свое посещение христославы просили у хозяев денежку – кто сколько может. Собранные средства братья либо жертвовали храм, либо использовали на благотворительность.
В советское время колядки были запрещены как пережиток буржуазного прошлого. Но сами люди бережно сохраняли эту священную традицию, особенно – в Украине. И сегодня, как и сто лет назад, вновь зазвучали в родных домах святочные песни.
Обстоятельный анализ образов украинских (наиболее разнообразных и многочисленных) колядок произвёл А. А. Потебня. Связи с балканскими колядками (румынскими, греческими, сербскими) установил Александр Николаевич Веселовский.
Очень многие колядки и щедровки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд (см. «Заговоры», «Гадания»). Ввиду многовековой давности колядок и щедровок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни. Однако в соответствии с магической функцией песни, исполнители её стремятся к созданию образов, идеализирующих реальную бытовую жизнь крестьянина. Стремясь, например, в песне выразить пожелание богатства или заклинание его, крестьянские певцы, естественно, не довольствуются описанием привычного деревенского быта, а рисуют картины роскошной жизни вышестоящих социальных групп: князей, бояр, купцов. При этом надо предполагать, что здесь мы имеем дело не только с поэтической идеализацией крестьянскими поэтами мужицкого быта, а и с воспроизведением по традиции песен или отдельных образов, созданных в поэтическом творчестве самих господствовавших классов, подобно тому, как в крестьянской свадебной обрядности мы также встречаемся и с поэтической творческой идеализацией и с заимствованиями напр. из боярского быта и боярской поэзии. Во многих колядках несомненно сохраняются образы и картины княжеско-дружинного и боярско-феодального строя. Наконец примитивные аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке. Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа, элементы апокрифических рассказов о крестном древе и его целебных свойствах, апокрифический рассказ о проклятии Христом и Богородицей осины и терна и т. д.). Во многих колядках видно явное приспособление христианских легенд и мифов к потребностям аграрной магии. В одной, распространенной во многих вариантах колядок, рассказывается, «как сам Милый Господь волики гонит, Пречистая Дева есточки носит, а святый Петро за плугом ходит». Эта колядка, подобно тому, как это часто наблюдается в заговорах, вводит в эпическую часть образы богов и святых, чтобы придать ещё большую магическую силу поэтической формуле. В иных случаях удается, при сравнительном анализе вариантов, с полной очевидностью вскрыть постепенность церковно-христианских напластований на первичные традиционно-поэтические образы. Во многих колядках рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от которых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик часто вступают друг с другом в спор, кто из них выше (важнее) других; и спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца:
Сонечко говорит: «Нет як над мене:
Як я освечу горы, долины,
Церкви, костелы и вси престолы».
Ясен мисячок: «Нет як над мене:
Як я освичу темну ночейку,
Возрадуются гости в дорози,
Гости в дорози, волойки в стози».
Дробен дожджейко: «Нет як над мене:
Як я перейду три разы на ярь,
Три разы на ярь мисяца мая,
Возрадуются жита, пшеници,
Жита, пшеници и вси ярници».
Развитие эпической части в колядках способствовало легкому проникновению в них мотивов из других самых разнообразных фольклорных жанров: эпических песен, в частности былин, сказок, духовных стихов, заговоров, загадок, лирических, свадебных и других обрядовых песен. Это создает особое значение материала колядок для этнографических исследований.
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.
Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12
Почитать и послушать основные украинские колядки можно здесь:
Список українських колядок і щедрівок
|