Понедельник, 29.04.2024, 16:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Песчинки Истории

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура и искусство

Эпоха военных поселений и архитектура сел Николаевщины


        Народная память об эпохе военных поселений, уланщине, фактически полностью стерлась: живущие ныне старики ничего  не знают об этой эпохе и даже не помнят рассказов своих отцов и дедов об этом. Однако сегодня мы можем наблюдать память о той эпохи в квартатальной застройке,  планировке дворов, архитектуре домов в селах, когда-то бывших военными поселениями.   

О специфическом характере архитектуры военных поселений свидетельствуют многие исследователи.

Дело в том, что порядок организации жизни в военных поселениях и принципы управления требовали и соответствующей организации пространства населенных пунктов и домов поселенцев.

Поэтому старые села и казачьи станицы перестраивались по определенному стандарту, подчиненному требованиям военной дисциплины и порядка: старые постройки разрушали, а вместо них строили новые. Обновленные селения представляли собой вытянутые в прямые улицы похожие домики, на одинаковом расстоянии друг от друга, одинакового размера и архитектуры, с фронтонами и фасадами на улицу, без садов и надворных построек, они стояли, как солдаты, по ранжиру. По такой улице могли ходить только пешеходы, а ездить могли только начальствующие лица. Поселяне могли ездить только задней улицей. Жесткие требования не обошли вниманием и даже объекты религиозного культа: церкви строились по определенному плану – с крестообразным основанием.

В подтверждение следует привести отрывок  книги «Очерки истории культуры Южного Прибужья»: «Памятниками того времени {эпохи военных поселений – В.Б.} на Николаевщине являются планировка сельских улиц и старых домов, их архитектура (старый сельский дом имеет следующую планировку: справа от улицы – «велыка хата», слева – «мала», или «хатына», а посредине – «сины» и кухня). В некоторых селах до сих пор сохранилось деление их на «куты». В Баштанке, например, среди старожилов бытует разделение ее на 5 «кутков», то же – в Казанке. Вдоль старой дороги - бывшего Елисаветградского тракта, кое-где уцелели каменные мостики с арками (на территории Николаевской области их 4), спуски и подъемы дорог, выложенные гранитным булыжником, каменные дома старой постройки в Вознесенске – все это свидетели того времени. (Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.35-41).

Некоторые особенности сел степной Украины отмечают авторы фундаментального труда Народы Европейской части СССР. Том 1. Под редакцией В.А.Александрова, К.Г.Гуслистого, А.И.Залесского, В.К.Соколовой, К.В.Чистова. (М.: Наука, 1964. - Народы мира: Этнографические очерки). Так, рассматривая традиционную застройку украинских сел авторы выделяют 4 зоны:

1Низинная Галция и Подолье;

2. Горные районы;

3. предстепье (Юго-Восточная часть Подолии, Южные районы Киевской и Полтавской губерний, а также Западная часть Слободской Украины);

4. степные районы

В первой зоне преобладала уличная застройка: одна или несколько параллельных улиц, часто пересекаемых боковыми (это придавало селу вид гребня).

Во второй зоне преобладали «разбросанные» поселения, что обуславливалось характером местности.

В третьей зоне преобладали следующие типы: кучевая, улично-кучевая с XVIII века и круговая застройка. Возникновение круговых поселений обусловлено было необходимостью обороны от крымских татар. В дальнейшем развитии в таких селах появлялась уличная или бессистемная планировка.

В степной зоне поселения начали возникать в ходе государственной или помещичьей колонизации. Села строились по проектам и имели квартальную и гнездовую планировку с четко спланированными улицами и частыми разрывами и проездами. Проектную застройку авторы связывают, в том числе, с эпохой военных поселений.

Анализируя особенности украинского двора авторы замечают, что «характерной особенностью украинского двора являлось то, что хата в нем никогда не выходила непосредственно на улицу а находилась от нее на довольно значительном расстоянии». Здесь также можно от себя добавить замечание, о том, что вопреки традиционной организации двора в украинских селах, в селах Николаевщины хата всегда выходит фасадом на улицу, а отступление от этого правила воспринимается жителям, как нарушение нормы.

Авторами также рассмотрены различные типы жилища: см. стр. 645-652. В частности отмечено, что в степной зоне бытовала пластическая обработка обмазанных стен и фронтонов, разноцветная окраска стен и фронтонов и двухскатная черепичная крыша.

 

 Внешний вид хат различных регионов Украины из книги Народы Европейской части СССР. Том 1. Дом под № 4 отсносится к степному типу.

 Этот материал позволяет на основе сравнения с другими регионами выделить характерные  черты архитектуры южных сел, такие как квартальная застройка, внешний вид хат и т.д.

Любопытные свидетельства об архитектуре сел Николаевщины нам предоставлет Т. И. Осадчий в своей книге «Щербановская волость Елисаветградского уезда Херсонской губернии. Историко-этнографическое и хозяйственно-статистическое описание», изданная им в Херсоне в 1891 году. Речь в интересующем нас месте книги идет о взаимном культурном влиянии двух доминирующих в Щербановской волости культур молдавской и украинской и о порожденном таким взаимодействием синтезе. в том числе в области организации жилища. Т. И. Осадчий пишет:

«Устройство жилищ  прежде всего должно было обратить внимание обеих национальностей, занесших сюда типы своей родной хаты, существенно разнившиеся между собой и требовавшие некоторых улучшений на новом месте. Разница этих типов объясняется прошлою жизнью этих национальностей и выработанными взглядами на жилища вообще и на хату в особенности. Хата малоросса с обилием „грубок" и лежанок, и варистою печью, в которой все варится, печется, сушится и на которой век доживают старики и старухи, значительно разнилась от устроенной и убранной по восточному типу молдавской хаты, в которой даже пищи не принято варить, так как для этого устраивается в сенях или на дворе «кабыця». Преимущество этой хаты заключается в чистоте и большей вместительности, благодаря устройству топок из сеней и отсутствию в ней лежанок. Из этих двух типов население, очутившееся на новом месте в благоприятных условиях для жизни, в особенности для возведеиия построек, благодаря обилию прекрасного известняка, выработало один общий тип хаты, наиболее приспособленный к местным условиям. Этот тип был принят управлением уланщины и военных поселений для всех селений, лежащих по Бугу и в настоящее время является господствующим по всему Побужью».

Далее Осадчий достаточно подробно описывает уже типичные особенности организации жилища:

«Хата состоит из двух половин: одна для постоянного жительства семьи, а другая — убранная светлица, в которой принимаются гости и устраиваются гулянья. Крестьяне обращают особенное внимание на украшение светлицы, в тоже время, оставляя без внимания ту половину, где постоянно живут. При этом в старых хатах половины эти страдают несоразмерностью: светлица, в которой никто не живет, очень большая, жилая же половина, в которой приходится жить хозяину, жене, иной раз 6 — 9 детям, работнику, работнице, бываешь вдвое менее первой (…)

(…) Устраиваются и украшаются светлицы однообразно, они представляют большую комнату с печкою, выходящею с сеней; при входе под стеной помещается „мыснык", иной раз, шкаф с посудой, от него идут канапки, занимающия две стены; возле третьей стены стоит убранная кровать. Канапки устилаются коврами, окна завешиваются занавесками. В переднем углу находятся иконы Спасителя, Богоматери, Николая, Юрия и др.; иногда иконы завешиваются чистыми вышитыми национальными молдавскими и малорусскими рушниками. На стенах помещаются лубочные картины, между которыми преобладают изображения войн, героев вроде Скобелева, Гурко и друг.; очень часто попадаются картины Страшного Суда, написанные безобразно. Стены светлиц не только у молдаван, но и малоруссов, завешиваются коврами, ими же устилаются и земляные полы. Ковры также украшают и жилые комнаты молдаван, ими же устилаются канапки, столы сундуки и проч».

Рассматривая планировку дворов Осадчий выделяет два типа организации двора и хаты: сельский – в старых селах (таких как Троицкое Щербани, Михайловка и т.д.)  и поселковый – в новых поселках (поселки Троицкий и Михайловский):

«Расположение жилой хаты в селах значительно разнится от расположения ее в новых малорусских «поселках». В селах окна светлицы выходят на улицу и около них устраивается палисадник, в котором малоруссы разводят деревья; молдаване не заботятся об этом. В поселках же хаты расположены во дворе между другими хозяйственными постройками. В малорусских кутках во дворе очень часто встречаются садики и огороды, совершенно отсутствующие у молдаван.

Дворы у всех ограждены каменными мурами (заборами) и занимают площадь в среднем 50 саж. длины и 30 саж. ширины.

Постройки строятся из камня известняка и пиленого, представляющих дешевый прекрасный материал (а потому они в данной местности большие, просторные и красивые), двери, окна и свод крыши — из дерева, крыша же камышовая с каменными фронтонами, заменяющими лицевые склоны крыш. Внутренние и наружные степы несколько раз в году вымазываются известью и белою глиною».

Осадчий приводит чертеж, по которому можно судить о расположении типичных дворов в селах и поселках.

Хата: 1 порог, 2 сени, 3 кабыця, 4 жилая комната, 5 светлица, 6 канапки, 7 столы, 8 кровати, 9 печки и печи и 10 мысныки".

 

Далее Осадчий приводит любопытную информацию о стоимости постройки такой хаты и о некоторых особенностях строительства:

«Стоимость построек в селах, лежащих по Бугу и отличающихся зажиточностью следующая: хата со всем устройством у хозяина среднего достатка обходится от 200 до 300 рублей, у богатого до 400 рублей; бедняки строят хаты из одной половины и сеней, - такая хата обходится не больше 100 рублей. Хата первого разряда имеет 18—20 аршин длины, 8—9 арш. ширины и 3 арш. вышины до потолка, второго разряда имеет в длину аршин 8—9 и в ширину 7 аршин.

В Щербанях и в поселках, не отличающихся зажиточностью, постройка хат обходится дешевле и самые хаты там не так красивы и просторны; хаты у хозяев среднего достатка одинаковых размеров, как и в селах на Буге; стоят они от 150 р. до 200 руб.; бедняки выстраивают хаты и за 50 руб.

После хаты в хозяйстве является особенно необходимой комора, которая очень часто располагается против хаты или в ряд с нею; в коморе помещаются бочки для зерна, для муки, упряжь и всякая хозяйская утварь; стоимость постройки обходится в среднем рублей 35—40. Конюшня и сараи для фургонов и других сельско-хозяйственных орудий строятся большею частью под одною крышею и обходится каждая постройка рублей 20—35. Погреб всегда устраивается возле дома, весь из камня и стоит он рублей 25—40. Клунь в этой местности не строят, потому что хлеб немедленно по уборке гармавуют; большой половник считается необходимостью в каждом хозяйстве.

Постройку производится обыкновенно весною по окончании полевых ра-бот,— в это время почти каждый хозяин, пользуясь свободо.й или строит новыя, или починяет, или прис.траивает к старым. Работа производится большею частью самими хозяевами с помощью жен и детей; состоятельные крестьяне нанимают для постройки муравщика, условливаясь или издельно за постройку, или поденно. Хаты большею частью строятся специалистами муравщиками, которые берут за постройку хаты рублей 40—50. Стоимость одной сажени набитого и доставленного камня обходится 2 р. 50 к.— 3 руб. 50 коп., смотря по урожаю хлебов в данном году. В урожайный год в селе идет усиленная постройка и перестройка, а в неурожайный год строится только то, что составляет самую необходимость для хозяйства.

„Закладщина" происходит только при постройке хат: сходятся все соседи и родственники, обозначают место колышками забивают в передних углах крестики, после того иной раз приглашают священника для посвящения места, но во всяком случае во время закладщины бывает обед, иной раз гулянье; вообще закладщина считается праздником.

Общественные постройки, как то здания волостного правления, народной школы и дома для священников, отличаются от обыкновенных хат своею обширностью; они разделяются на несколько комнат и не имеют ничего, общего с устройством и украшением крестьянских жилищ.»

Свидетельства Осадчего поистине бесценны. Важным является замечание о преемственности типа застройки эпохи военных поселений. Очевидно, что ко времени проведения исследования Осадчим, многие дома эпохи военных поселений были перестроены и не сохранились, но важным здесь является то, что сохранилась традиция. Кроме планировки сел и дворов, отдельно хотелось бы отметить традиционные архитектурные особенности: такие как внешняя и внутренняя пластическая обработка стен и полтолков (лепнина и т.д.), разноцветаная окраскаа стен и элементов декора, двускатная крыша в традиционном варианте под черепицей или камышом. Эти традиции выдержали весь XX век. Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на живучесть традиций, архитектура домов приобретала новые особенности, характерные для своей эпохи. Такие изменения были обусловлены, например, появлением новых материалов: дома стали крыть не черпицей, соломой или камышом, а шифером или листовым железом (сегодня хат под соломой или камышом в селах не найти); или удобством организации жилого пространства, ярким примером является появление пристройки к дому-«веранды», которая ранее в типовой планировке хаты отсутствовала. Сегодня отступление от старинных традиций усилилось во всех сферах, в том числе, в архитектуре: на месте старых построек возникают новые, современные дома, часто кирпичные, иногда даже двух- и трехэтажные.  В лучшем случае хозяева ограничиваются установкой пластиковых окон и штукатуркой стен, чтобы избежать ежегодного ремонта, связанного с побелкой, но и из-за этого дом теряет свою традиционную нарядность. Процессы забвения традиций имеют множество причин, начиная от процессов глобализации, обусловливающих стремление  к  мировым стандартам комфорта и благополучия, и заканчивая отсутствием понимания и уважения к собственной истории.

Дом   в с. Константиновка, время постройки -  вторая половина XIX века, снесен в 1964 году (фото сделано в 1950-х годах, в период когда дом принадлежал колхозу). Любопытно, что этот дом имел планировку (в части расположения комнат) типичного сельского дома, описанную Осадчим, двор также имел планировку близкую к типовой (сооружения, расположенные поперек двора, которые видны на заднем плане, имеют уже колхозное происхождение), обращает на себя внимание расположение погреба рядом с порогом, в точности, как на схеме Осадчего. Очевидцы свидетельствуют о богатом внутреннем декоре этого дома: лепнина на стенах и т.д.

 


 

Дом с. Константиновка, постройка 1940-е, с замененной кровлей с черепицы на шифер  и с пристроенной верандой.

 

Кровельная черепица

 

Таким образом,  в современных селах наследием эпохи военных поселений являются: во-первых, сохранившаяся прямая планировка улиц, во-вторых организация дворов, в том числе, расположение дома (фасадом на улицу) и надворных построек, и, в-третьих, общих подход к организации пространства внутри хаты.

И действительно, рассматривая планировку некоторых современных сел Николаевщины, первое, что бросается в глаза это их прямые улицы, ряды домов, фасады которых выходят строго на улицу, что отличает их облик от облика традиционного украинского села. 

Учитывая то, что такой облик селам придала эпоха военных поселений, возможно, некоторые села были сильно перестроены, исходя из нужд военной администрации, и вероятно некоторые из них  были построены на новом месте. В частности, можно выдвинуть гипотезу о том, что заново в эпоху военных поселений было построено с. Константиновка.

Так, старое село, как уже говорилось ранее, находилось в балке между «гурьевскими дачами» и современным селом. По свидетельству старожилов еще в 50-е годы XX века там сохранялись остатки построек. Вероятность расположения старого села в балке подтверждается также сведениями о его численности в конце XVIII века (т.е. в период непосредственно предшествующий учреждению здесь военного поселения): 12 дворов, 15 душ мужского пола. Предполагаемое место расположения старого села отмечено на снимке ниже, также на снимке видна планировка села.

  



Категория: Культура и искусство | Добавил: strori (24.09.2013)
Просмотров: 2453 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0