Суббота, 27.04.2024, 19:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Песчинки Истории

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура и искусство

Казачьи легенды Николаевщины

Предлагаем вашему вниманию небольшую книгу «Козацькi поселення на Миколаївщині. Iсторiя та легенди» (Казачьи поселения на Николаевщине. История и легенды). Авторы Дризо В.Я, Пятигорский В.В., Царельник О.Л., Щукин В.В., Караменко В.В., Иваницкая Т.И. Издано в Николаеве в 2001 году в издательстве «Можливості Кіммерії» 

Книга включает в себя несколько разделов:

  1. Предисловие. Из истории возникновения казачьих поселений на Николавщине
  2. Топонимика казачьих поселений, мест временного пребывания украинских казаков на территории современной Николаевщины
  3. Легенды и предания казачьих поселений Николаевщины.

В книге много неточностей и небольших ошибок. Тем не менее, третий раздел книги представляет особый интерес, так как содержит материал по фольклористке этого региона.

Вот несколько таких легенд в переводе на русский язык.

ЛЕГЕНДА ПРО ОСНОВАНИЕ СЕЛА СЕБИНО НОВООДЕССКОГО РАЙОНа, которую записала студентка О. М. Фефелова со слов жительницы села С. Костомаровой 1970 г. р. (стр. 38)

После упразднения Сечи Екатерина II приказала казакам обживать степь, а вместе с тем нести там сторожевую службу. И пошли казаки выбирать место для поселения. А среди казаков были и украинцы, и русские, и молдаване... Идут и идут они по степи. Однообразная картина: степь и степь. И вот глазам казаков открылась невиданная до этого картина. Между холмами большая долина, покрытая зеленью. Синевой неба блеснула речушка-змеючка, что бежала в Южный Буг. Казаки удивленно мигали.

- Се-бино! Се-Бино! - закричал один из них.

- Что? Что? - загудели вокруг собратья.

 - Мы поселимся здесь. Се-Бино! Се-Бино! - кричал казак.

- Хорошо,- согласился старший, - Я согласен, вода близко, степь вокруг, река рядом. А что означают твои слова, казаче?

 - "Это хорошо" - сказал казак-молдаванин.

- Да будет наше поселение "Себино". Хорошее название.

 

Интересно, что данная легенда, отражает особенности этнического составе казачьего населения (в особенности Бугского казачьего войска) и в целом этногенеза Николевщины, в котором немалую роль сыграло население дунайских княжеств Молдавии и Валахии.

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ С. МАТВЕЕВКА НИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА, записанная студенткой О. Вербовенко от Е М. Кафтан 1900 г.р. (стр. 38)

Странствовал по степям казак Матвей. Увидел большое маковое поле и решил остановиться отдохнуть. Место было спокойное, тихое, красивое, поэтому он захотел остаться здесь навсегда. Привез жену, построил дом. Тем временем собирались люди возле его дома, на прекрасном месте и себе дома строили. Изначально поселок назывался Красный-из-за того, что был окружен он красными маками. Позже решили назвать его в честь основателя - казака Матвея Матвеевка

Легенда объясняет двойное название села Матвеевка-Червоное (красное).

 

ЛЕГЕНДА О НОВОЙ ОДЕССЕ, записал студент С. В. Кудас со слов деда  Е. И. Кудаса 1922 г.р.

Когда-то в село Федоровку из города Одессы приехал казак-черноморец. Поставил свои мешки на землю и посмотрел вокруг. Пока он разглядывал, у него один из мешков украли. Хватит, - сказал он, - прямо как в Одессе. Люди это услышали и с тех пор село Федоровку стали называть Новой Одессой.

Мы достоверно знаем о происхождении названия Новая Одесса. Поэтому очевидно, что данная легенда носит шуточный характер, отражая стереотипное представление об Одессе. Кроме того, Федоровку в Новую Одессу переименовали в 1832 году, к тому времени, когда казаки-черноморцы уже давно обосновались на Кубани.

Категория: Культура и искусство | Добавил: strori (24.09.2021)
Просмотров: 270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0