Суббота, 20.04.2024, 11:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Песчинки Истории

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура и искусство

Украинская скоропись

Как правило чтобы придать украинский колорит надписи, художники используют специфический шрифт.

Такой шрифт можно увидеть, например, в оформлении вывески корчмы «Тарас Бульба» в Москве.

Этот шрифт называется украинская скоропись.

Украинский или казацкий скоропись - кириллический шрифт широко распространен в документах военных и ратушных канцелярий Войска Запорожского в конце XVI - начале XVIII веков. Его часто считают письменным отражением украинского барокко.

 

Периодизация

 

Как правило выделяют три периода развития украинской скорописи (Впервые данную периодизацию предложил  Каманин И.М.  (Палеографический Изборник. Материалы по истории южно-русского письма в ХV-ХVIII вв., Изданные Киевской Комиссией для разбора древних актов. Вып. 1. Киев, 1899)

1. Первый период (конец XV - начало XVI в.). Для этого периода принят термин "уставная скоропись”. В то время украинской письмо было свободно от всякого постороннего влияния и в способах письма следовало традициям Византии (в отличие от российской тогдашней скорописи, которая рано испытала влияние внешних воздействий, прежде всего, восточных).

Пример украинской скорописи 1-го периода

2. Второй период (вторая половина XVI в.) Характеризуется тенденцией к слитному написания слов. Основными чертами этого периода являются: значительный наклон букв, загибание концов букв справа, сближение конца одной буквы с началом следующей, увеличение частоты вынесения отдельных букв вверх, над строку. Тем не менее настоящая вязь еще только вырабатывалась.

Буквы небольшого размера - все почти одинаковой высоты (тогда как в русской скорописи буквы отличались шириной и размахом при разной высоте). Активизировался процесс появления новых форм букв. В конце второго периода усилилось влияние западноевропейской каллиграфии, пришедшей в Украину через Польшу.

Пример украинской скорописи 2-го периода

3.  Третий период (конец XVI - середина XVIII в.). Третий период развития украинской скорописи связан с развитием украинских школ, учреждаемых православными братствами. В этот период были отрыты  Острожская, Владимирская, Киевская, Луцкая школы. Каллиграфия стала одним из основных предметов преподавания. Сформировались новые почерки - Киевский, Острожский, Чигиринский (казацкий). Это было время наивысшего расцвета украинских скорописи, органично вписавшейся в пространство культуры барокко.

Пример украинской скорописи 3-го периода

Пример скорописи (фрагмент универсала Богдана Хмельницкого)

 

Культурологическая  характеристика скорописи 3-го периода

Виталий Митченко – исследователь истории украинской каллиграфии делает акцент на такой черте украинского искусства барочного периода, как стремление к освоению пространства.  Эта черта характерна не только для таких направлений как архитектура и живопись, но и для каллиграфии:

Для архитектуры украинского барокко присущее активное освоение пространства — активнее, чем в архитектуре барокко европейского. Это достигается асимметрией декоров фасадов, их горельефностью, сложным членением объемов, активным использованием овальных форм, и т.д.

Архитектурные формы своими овалами раздвигают пространство и время, поскольку пространство осмысливается лишь во времени. Волюти и спирали сжимают пространство-время. То есть пространство становится творческим материалом. Недаром одним из самых популярных произведений барокко - «Апокалипсис», интерпретированный как сдвиг времени и пространства (ангел свертывает небо, словно свиток, и т.п.).

Активное освоение пространства характерно и для парсунной живописи, которая в это время появляется в Украине.

И, наконец, непосредственно о скорописи. Если лист бумаги или пергамента представить пространством (точнее, «пространственным слоем», по определению В. Фаворского), тонкие штрихи — «тонущими» в нем, а насыщенные линии рельефными; если спирали и росчерки в универсалах рассматривать, приобщая и третье измерение — глубину листа, то мы почувствуем общее со всей культурой украинского барокко эстетичное осмысление пространства как стихии, которую нужно преодолевать, подчинять, организовывать (и снова память напоминает о странствиях Сковороды, млечные пути, казацкие походы...).

Вот как характеризует украинских скоропись Виталий Митченко в труде «Искусство скорописи в пространстве украинского барокко»:

Возьмем любой универсал любой из украинских канцелярий и посмотрим, как писарь распоряжается «пространственным слоем» листа. Композиционно и пространственно этот лист можно сравнить с фасадом барокко, если «читать» его сверху вниз. Сначала идут темпераментные излучины и росчерки, дающие зрительный акцент начале надписи и вертикальную весь первой строке. Они образуют подобие барокко картуша с характерной для вкраински архитектуры этого периода динамикой и асимметрией в деталях. Дальше начинается усиленная, изысканно-виртуозная и выверенная работа: написание слов и составление горизонталей строк в вертикальный массив надписи, где функцию вяжущего вещества выполняют вертикальные связи лигатур. И напоследок надписи - росчерк, который является средством психологической разрядки после напряженного труда. Такая сложная пространственно-линейная ритмика присуща именно украинская скоропись. Европейская каллиграфия этого времени ритмично более размеренная. Пространственный слой листа, в котором находится массив надписи, неглубокий. Росчерк рациональный и упругий, как сжатая пружина. В российском скорописи этого периода роль психологических разрядок, наряду с росчерками, выполняли выносные элементы букв, из-за чего надпись выходил более неровный, пульсирующий.

Эстетика украинской скорописи 3-го периода

 

Из всего разнообразия приемов, что использовались в скорописи, следует рассмотреть три:

сочетание букв в слове — горизонтальные лигатуры,

вертикальные лигатуры — вынос букв над строкой

написание отдельных слов с их помощью.

Не все буквы играли одинаково активную декоративную роль при письме. Буквы Л, П, Т, И, Г, О, Ш, А, Н, Е писались легко и играли роль пауз. Основную декоративную нагрузку несли буквы С, Б, К, С, Д, Е.

Они выхватываются, как правило, вверх и вниз от главной линии строки и своими эмоциональными всплесками выносных элементов создают своеобразную ритмику писания.

Не все буквы сочетались друг с другом по горизонтали (как это стало впоследствии, например, в канцелярском письме XIX столетия, ведь то письмо ритмичностью своей напоминает марш солдат и строгую ритмику ампирной архитектуры).

Варианты сочетания букв по горизонтали весьма разнообразны и изобретательны. Причем в одном и том же написании мы видим несколько вариантов сочетания одних и тех же букв.

Горизонтальные лигатуры

При этом часто соединительные линии приобретают самостоятельное декоративное значение. Связка соседних букв строится таким образом, что очертания первой диктуют очертания следующей — и одновременно сами от них зависят.

Горизонтальные лигатуры с одной стороны усиливают декоративное звучание надписи, а с другой — «вяжут» строку, побуждая взгляд бежать слева направо.

Вертикальные лигатуры рядом с выносными элементами служат связи между строками и немного задерживают скольжение взгляда по горизонтали строки.

Вертикальные связи создавались весьма изобретательно. Часто выносились над строкой буквы X, Н, Р, М, Ш, Т.

Вертикальные лигатуры

Благодаря приемам, которые описаны выше, в каллиграфические листы часто входили очень компактно выписанные слова — слова-образы, слова-идеограммы. Натренированный глаз читателя воспринимал их целиком, без разбивания на отдельные буквы.

Примеры использования лигатур для создания слообраза

Украинская скоропись является важной частью самобытной Украинской истории и культуры.

 

Литература

Віталій Мітченко. Мистецтво скоропису в просторі українського барокко. // Український світ. — 1992. — №1. — С. 24-25.

Віталій Мітченко. Естетика українського скоропису. // Український світ. — 1992. — №2. — С. 34-35.

Панашенко В.В. - Палеографія українського скоропису другої половини XVII ст. – 1974 г.

 

Категория: Культура и искусство | Добавил: strori (28.09.2015)
Просмотров: 6285 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0