Суббота, 27.04.2024, 22:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Песчинки Истории

Каталог статей

Главная » Статьи » История городов и сел Нижнего Побужья

Этнографические заметки об отличии характеров украинцев, молдаван и русских на Южной Украине в конце XIX - начале XX века

В книге "Щербановская волость Елисаветградского уезда Херсонской губернии" Т.И. Осадчего, о которой шла речь ранее в одной из публикаций на сайте содержится много информации по этнографии сел Николаевской области.

 Но особенно в книге выделяется фрагмент, посвященный этническим особенностям характера и поведения украинцев, молдаван, русских и других этнических групп, компактно проживающих в селах Щербановской волости. Приводим цитату из книги.

*фотографии, использованные при подготовке материала, были взяты с портала «Перуница»

Этнографические особенности каждой национальности, входящей в состав Щербановской волости и всей окрестной местности, объясняются историческим прошлым этих национальностей. Как уже можно заключить из сведений, помещенных в начале этой главы, наиболее способными к общению являются национальности малорусская и молдаванская, успевшие в продолжении одного века совершенно слиться в сс. Белоусовке и Троицком. Этому способствовали, во-первых, изменчивая судьба прошлой жизни этих национальностей и родственный душевный склад их; главным фактором сближения являются браки малорусов на молдаванках,— охотно принимавших предложение, в виду того подневольного состояния, в которое ставит жену молдаванин, унаследовавший варварский взгляд на женщину от порабощавших его долгое время турок; он не только разграничивает свои обязанности от жениных, но и сваливает в иных случаях на нее и свою „надвирню" работу; в летнюю пору молдаванки должны неразлучно работать на степи с мужем, совершенно оставляя свою женскую работу. По окончании уборки хлеба начинается гармановка, молдаванин нередко забирается в шинок, предоставляя работу жене, не имеющей права даже слова сказать в таких случаях; в общем, жизнь молдаванок выходит очень тяжелою, иной раз она подвергается побоям мужа, только за то, что скажет „ты" вместо „вы".

Молдаване. Молдова, Слободзейский р-он, Слободзея село (Молдавская АССР). 1929 г.

Молдаванки кроме трудолюбия отмечаются честностью, верностью супружеским обязанностям, расчётливым и умелым ведением хозяйства, которое иногда только их заботами и держится, чистотой жилищ и проч. Все это сразу ярко бросается в глаза и всего этого не мог не замечать более развитой, чем молдаванин, малорусс, имеющий совершенно противоположный взгляд на жену, которая в малорусской семье находится не в таком подневольном положении; между супругами здесь существует тесная связь, обязанности их не разграничены, пожилой хозяйке, имеющей взрослых детей, „не годыця на степ ходыть".

Женщины в традиционных костюмах. Молдаване. Молдова, Каменский р-он, с. Подоймица (Молдавская АССР), июль 1929 г.

Малорус враг всякой замкнутости и холодных разсчетов, отличающих от него великоруса и молдаванина, он руководится преимущественно чувством справедливости, всегда он стремится к товариществу, на семейный же союз он обращает особенное внимание; супружеская жизнь понимается им слишком идеально и служит иногда главною целью для него, без семейного очага и своей хаты он не понимает смысла в жизни, начинает пьянствовать с горя или „бурлакуе". Впечатлительность и живость его также значительно отделяет от апатичного молдаванина и жесткого великоруса и значительно приближают к поляку; но в нем нет такого непостоянства и вероломства, какие отличают поляка. Малорус Щербановской волости вообще не симпатизирует поляку, привыкшему к господству, роскоши и не допускающему общего равенства людей.

Украинцы из серий «Типы и виды Украины», «Типы Малороссии». Дореволюционные открытки

Семейная жизнь молдаванина с малорусской, привыкшей с мужем обходиться по товарищески, ходить с ним „на музыки" и в шинок и смотреть только свою „бабью" работу, — совершенно невозможна, а потому они и не женятся на них. Молдаванин и в своей семье, и по отношению к детям является таким необщительным, как и с чужими, он постоянно молчит и оживляется только под влиянием выпитой водки; вся его ленивая деятельность и малая способность к умственному развитию свидетельствует о скрытом состоянии жизненной энергии и отсутствии страстных порывов, всецело владеющих поляками, которые, не смотря на свою малочисленность в волости, постоянно заявляют о своем существовании буйными ничем не сдерживаемыми поступками: побоями, драками, семейными разладами и проч. К числу положительных сторон молдаванина нужно отнести прямоту его действий, отсутствие заискивания перед кем бы то ни было, свободолюбие и гордость, а также верность своим принципам.

Отжимание винограда. Молдаване. Молдова, Слободзейский р-он, Слободзея село (Молдавская АССР), июль 1929 г.

Замечательно то обстоятельство, что семейных разладов у молдаван далеко меньше, чем у малорусов. Это объясняется, во-первых, устойчивостью и принципиальностью молдаванина, отмежевавшего для жены известные рамки, переступать которые она не смеет, а во вторых, выносливостью молдаванок, действующих без такой горячности и необдуманности, какая часто замечается у польки и даже малоруски. Молдаванка, женщина не увлекающаяся, в большинстве случаев она покоряется своей судьбе, как бы она ни была горька — и сознанию того, что против строя и судьбы ничего не поделаеть20. Отличительная черта великоруса наших сел и особенно поселков это нечистоплотность, холодный расчет, бессердечие и эгоистическое стремление к обособлению, выделению и возвышению из среды других национальностей. Эти черты он предъявляет и в своей семье—положение мужа, главы семьи, во многом сходно с положением молдаванина, но у последнего нет такой способности и деятельных стремлений к деспотизму и господству. Молдаванин, если и не общителен с другими, то он и не коварный; он также не умеет действовать, не разбирая средств, как способен действовать великорус для достижения своей цели.

Украинцы из серий «Типы и виды Украины», «Типы Малороссии». Дореволюционные открытки

Скопидомство наиболее развито у великоруса, затем у молдаванина, малоруса же можно обвинить даже в расточительности, неумении сберегать; он не придает значения деньгам, если у него в хозяйстве существует хороший запас жизненных припасов, а потому он отличается радушием и гостеприимством. Лишняя копейка у малоруса обыкновенно идет на горилку. Молдаване не отличаются гостеприимством, гости у них бывают только званые, незваный же гость редко угощается; гость должен платить взаимностью, т. е. точно также угощать того хозяина, у которого гостил.

Великороссы. Крестьяне Нижегородской губернии дореволюционное фото

По способности вести борьбу за существование малорус в среде других национальностей значительно выделяется; способность эта в значительной степени присуща и великорусам, но установить на это верный взгляд невозможно по незначительному числу их на пространстве волости; молдаванин же стоит в этом отношении значительно ниже обеих этих национальностей, хотя совместная трудовая жизнь с ними и побуждает его не отставать от них. Это особенно заметно на тех селах, в которых молдаване не составляют господствующей национальности, именно в Белоусовке, Михайловке и Троицком; здесь все живут более или менее обеспеченно. Особенно выделяется Белоусовское общество, наиболее развитое между всеми обществами волости, — оно без особенных усилий сумело прикупить к своему наделу более тысячи десятин земли. Здесь нет такого вопиющего кулачества, растаскивания общественных сумм и злоупотреблений сельских властей, какие встречаются в с. Щербанях, селе сравнительно бедном. Замечательна также общественная солидарность всех членов громады, которая только в очень редких случаях прибегает к содействию стоящих вверху властей, улаживая и кончая самолично все возникающие недоразумения. Все это объясняется тем, что община эта одновременно населена большею частью энергичными малорусами, сумевшими воспользоваться всем тем, что давали широкие степи. Степень обеспечения общины дает возможность членам ее умственно развиваться и значительно влияет на состояние нравственности, так напр. село Белоусовка, имеющее возможность без ущерба тратить на водку больше, чем Щербани, сознало вытекающий от пьянства вред и закрыло в 1888 году все кабаки общественным приговором; с этого времени здесь не бывает такого вопиющего пьянства, какое можно замечать в тех же Щербанях. В последнем селе молдаванин до сих пор остался таким, каким он век тому назад явился из Бессарабии, даже существующая здесь более 10 лет народная школа не оказала на него заметного влияния. Спящий ум его не только не доискивается смысла в жизни, но и не предъявляет критического отношения к окружающим его явлениям, предоставляя, например, широкое поле для эксплуататорской деятельности евреев, низших должностных лиц, старшин и сборщиков, а также живущих в соседстве немцев.

Малороссийские девушки из серий «Типы и виды Украины», «Типы Малороссии». Дореволюционные открытки

Нельзя не указать здесь на одну порочную привычку молодежи данной местности без различия национальностей. Парни, не получая от родителей денег, необходимых для того, чтобы погулять в праздники или на вечерницах, очень рано (с 12 лет) привыкают тайком от родителей красть зерно и продавать евреям. Эти привычки, особенно у молдаван, склонных заводить отдельные карманы, укоренились давно с появлением в селе евреев и в настоящее время приводит к более печальным результатам: парни иногда, не имея возможности украсть у своего отца, крадут чужое добро большею частью еврейское, которое по взгляду крестьян, как нажитое легким трудом, не заслуживает пощады, и платятся иной раз тюрьмой, деморализующей не испортившихся в душе крестьянских парней. Громада не в состоянии прекратить это зло, потому что отцы, проделывавшие это сами когда то, смотрят на это сквозь пальцы, стараются как-нибудь пред громадой загладить проступок сына. Примирившись с потерпевшим и заплатив ему в несколько раз более чем стоило похищенное, дело предается забвению и не считается порочностью для такого парня.

Цыгане. Дореволюционное фото

Особенности других национальностей, попадающихся на пространстве волости следующие. Цыгане, получившие равные наделы со всеми другими жителями, должны бы были слиться с трудолюбивым населением, но этого в данном случае не произошло: хозяйства они не ведут, вместо хат строят землянки, а летом— шатры, живут вообще бедно и грязно. Кузнечество и скрипка составляет их занятие; если попадается в руки копейка, то она немедленно пропивается; жена и дети ходят оборванными, ничего не делая, и иногда выпрашивают милостыню. Таким образом, они влачат свое существование, сохраняя на протяжении целого века все свои типичные особенности, так непривлекательные для всех живущих рядом с ними национальностей. Евреи живут совершенно обособленно от всех остальных, преследуя исключительно свои торгашеские цели и не обращая ни малейшего внимания на то население, трудом и средствами которого они живут. На крестьянина еврей смотрит свысока и очень часто называет „гоем", не способным так, как он обирать. Каждый еврей, как бы он беден ни был, не станет работать черной работы. В среде крестьян евреи пользуются одною только ненавистью, громада очень часто затрагивает вопрос, как выгнать евреев из села. И в этом случае нельзя винить трудящееся население в эгоизме и национальной нетерпимости, потому что каждому человеку, по естественному праву, свойственно защищать себя от посягательств на его благополучие, обеспечиваемое тяжелым трудом. Живущие на двух поселках поляки и отставные солдаты николаевских времен всяких национальностей ведут постоянную борьбу между собой, не желая один другому ни в чем уступить; так как здесь преобладают украинцы, то те мало думают о выполнении всяких общественных повинностей, предоставляя большею частью выполнение их последним. Вообще поляк и отставной николаевский служака не имеет ничего общего с тружеником крестьянином, который привык при всяких столкновениях с ними уступать свое,—„абы лыхо тыхо".

На этом я и заканчиваю характеристику национальных особенностей населения Щербановской волости. Нельзя не высказать в заключение самого верного свидетельства, относящегося к положительным сторонам народной жизни. В среде преобладающих национальных групп малорусов и молдаван есть не мало глубоко честных представителей, построивших всю свою жизнь по человечески, по божески, в продолжении ее никому не причинивших вреда и ни в каких случаях не отступающих от этих святых принципов общественной жизни. Честный земледельческий труд не дает им никаких поводов к столкновениям и эгоистическим стремлениям, почти всегда сопутствующим человека при всех других отраслях труда, а потому я закончу эту главу словами историка и общественного деятеля: „Земледельческий труд облагораживает человека, и как бы ни было порочно какое либо общество, те члены его, которые занимаются исключительно земледелием, будут сравнительно лучшими и честнейшими гражданами до тех пор, пока не перестанут быть земледельцами" (Костомаров).

Категория: История городов и сел Нижнего Побужья | Добавил: strori (21.09.2021)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0